Рекомендации

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить письмомОтправить письмомPDFPDF

РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола

«О судебном приговоре»

                                                                          

27 февраля 2014 года в Карагандинском областном суде был проведен круглый стол на тему: «О судебном приговоре». По результатам работы круглого стола выработаны нижеследующие рекомендации:                                             

1. В виду того, что приговор является  важнейшим актом применения права, то он должен соответствовать всем предъявляемым требованиям официального документа, выносимым от имени государства.

2. Для обеспечения надлежащего качества процессуальных документов судьям, специализирующимся на рассмотрении уголовных дел, следует глубже изучить Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 19  от 15 августа 2002 года «О судебном приговоре», «Методические рекомендации по оформлению судебных актов судов Республики Казахстан» Верховного Суда Республики Казахстан, образцы судебных актов, подготовленные апелляционной судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского областного суда.

3. Обратить внимание  судей на необходимость более внимательного отношения к составлению приговора суда, как в структурной части, так и в части грамматики, орфографии, стилистики и т.д.

 4. В каждом суде разработать примерные образцы приговоров суда в строгом соответствии с требованиями уголовно – процессуального закона и нормативного постановления Верховного суда «О судебном приговоре»

5. Исключить полное копирование обвинительных заключений в приговор суда.

6. Направить протокол круглого стола с двумя образцами приговоров во все районные (городские) и приравненные к ним суды для обсуждения и принятия соответствующих мер.

7. Председателям судом усилить контроль над составлением судебных актов судьями.

 

 

 Рекомендации
круглого стола по теме «Актуальные вопросы правоприменительной  практики по вопросам возмещения вреда при причинении работнику увечья или иного повреждения здоровья».

Участники круглого стола, прошедшего в Карагандинском областном суде  22 мая 2012 года, отметили, что дела о возмещении вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, занимают особое место среди всех категорий дел, рассматриваемых судами области, и по тому, насколько безупречно отвечают требованиям закона и справедливости постановленные по таким делам судебные решения, общественность и государственные органы в немалой степени оценивают деятельность судов по отправлению правосудия.

По результатам обсуждения в целях формирования единой судебной практики  по проблемным вопросам, возникающим при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, выработаны следующие рекомендации. 
По вопросам определения средней заработной платы, из которой должен производиться в соответствии с ч.6 ст. 938 ГК РК перерасчет сумм возмещения утраченного заработка при увеличении работодателем, ответственным за вред, размера средней заработной платы работника такой же профессии и квалификации:

- судам следует исходить положений ст. 937 Гражданского кодекса, предусматривающих, что при причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. В связи с чем, при наличии оснований для перерасчета сумм возмещения утраченного заработка по правилам ч.6 ст. 938 ГК РК должна учитываться средняя заработная плата работника такой же профессии и квалификации по прежнему месту работы потерпевшего в структурном подразделении работодателя, если оно сохранилось. В остальных случаях – средняя заработная плата работника такой же профессии и квалификации, сложившаяся на предприятии –работодателе;

- среднемесячный заработок  в этих целях подлежит исчислению аналогично правилам  ч. 3 ст. 938 ГК РК путем деления  общей суммы заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших перерасчету, на двенадцать;

- в случае невозможности представления истцом необходимых доказательств для правильного перерасчета сумм возмещения, судья по мотивированному ходатайству, в соответствии с ч.2 ст. 15 ГПК РПК обязан оказать ему содействие в получении необходимых сведений путем истребования от организации таких доказательств о среднемесячном заработке.

По вопросам  обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых обязанностей

- следует учитывать, что обязательства страховой компании по возмещению  такого вреда вытекают из заключенного ею с работодателем договора. А потому при отсутствии дополнительного соглашения к ранее заключенному договору, в котором указано об индексации выплачиваемых в возмещение вреда сумм только с учетом индекса потребительских цен, на страховую компанию не могут быть возложены обязанности по выплате сумм перерасчета возмещения вреда здоровью по правилам части 6 ст. 938 ГК РК. Взыскание таких сумм производится с работодателя, ответственного за вред;

- датой наступления страхового случая следует считать дату наступления повреждения здоровья (при травме – с момента ее получения, при профзаболевании – с момента выдачи листка нетрудоспособности по заболеванию, признанному профессиональным);

По вопросам составления акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве и определения понятия  «грубая неосторожность потерпевшего»:
- если организация не составила акт по форме Н-1 и суду такой акт не предоставлен, судам следует исходить из положений ст. 322 Трудового кодекса РК, в соответствии с которой расследованию и учету подлежат случаи повреждения здоровья работников, связанные с их трудовой деятельностью и приведшие к нетрудоспособности либо смерти. А потому суды обязаны истребовать такой акт. Если же ответчик не составит акт по форме Н-1, то суд обязан разъяснить истцу его право предъявить дополнительно исковые требования о признании повреждения здоровья связанным с исполнением трудовых обязанностей.
При рассмотрении такого иска назначается экспертиза для определения связи заболевания или травмы с производством, которая поручается органам МСЭ (медико-социальной экспертизы).

- под грубой неосторожностью потерпевшего, указываемой в акте Н-1, следует понимать нарушение потерпевшим пунктов инструкции или должностных обязанностей, которые что-то  запрещают или что-то предписывают (обязывают) сделать;
По вопросам  перерасчета сумм возмещения вреда работникам ликвидированных предприятий и приведения его в соответствие с правилами перерасчета работникам действующих предприятий 

-  из содержания части 6 статьи 938 ГК РК следует, что предусмотренные этой нормой правила перерасчета сумм возмещения вреда  применяются лишь  в случае, если предприятие, ответственное за причинение вреда здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей, является действующим и на нем повышена заработная плата работникам той же профессии и той же квалификации. Работникам ликвидированных предприятий увеличение выплат в возмещение вреда здоровью производится по правилам  ст. 943 ГК РК  пропорционально повышению минимального размера заработной платы.

- с целью достижения социального равенства и справедливости  в вопросах возмещения вреда работникам действующих и ликвидированных предприятий участники круглого стола решили довести до сведения Верховного Суда о  необходимости внесения изменений в законодательство, регулирующее эти вопросы.

Рекомендации Рекомендации круглого стола «Актуальные вопросы по оказанию юридической помощи гражданам»

14 октября 2011 года в Карагандинском областном суде был проведен круглый стол на тему: «Актуальные вопросы по оказанию юридической помощи гражданам»

Участники круглого стола, заслушав и обсудив выступления судей первой и апелляционной инстанций, органов предварительного следствия, председателя коллегии адвокатов, ученых, представителей ВУЗов отметили актуальность данной темы, которая связана с реализацией таких фундаментальных прав человека, как право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно.

В целях выработки единой практики по оказанию юридической помощи гражданам необходимо:

1.принять Закон «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам»; 

2.повысить информированность населения о механизме предоставления и оплаты юридической помощи из средств республиканского бюджета (издание брошюр, буклетов, памяток);

3.развивать и совершенствовать работу юридических клиник, функционирующих на базе юридических факультетов ВУЗов; 

4.ввести систему страхования юридических услуг; 

5.начислять оплату адвокату фиксировано за участие в деле в соответствии с тарифами по указанию комплекса фактов, указанных в заявлении о сложности. 

Судам области:

- строго соблюдать законодательство и требования Правил оплаты юридической помощи, оказываемой, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, за счет республиканского бюджета, утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 26.08.1999 года за №1247;

- в постановлениях об оплате юридических услуг указывать номер дела; номер и дату выдачи ордера, удостоверяющего полномочия адвоката; виды юридической помощи, оказанные адвокатом; дату и время; фактическую сумму, подлежащую оплате; полное наименование и банковские реквизиты, соответствующей коллегии адвокатов, членом которой является адвокат;

- не допускать двойную оплату юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством;

- принимать меры реагирования при занятии адвокатом правовой позиции, ухудшающей положение лица, обратившегося за помощью либо отказе адвоката от принятого поручения по уголовному делу, путем вынесения частных постановлений.

Рекомендации круглого стола «Практика применения законодательства об условно - досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания»

Рекомендации круглого стола
«Практика применения законодательства об условно - досрочном
освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более
мягким видом наказания»

7 октября 2011 года в Карагандинском областном суде был проведен круглый стол на тему «Практика применения законодательства об условно- досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания».
 Участники круглого стола, заслушав и обсудив выступления представителей судебной власти, органов прокуратуры, исправительных учреждений, отмечают, что для исправления осужденных и предупреждения рецидивной преступности важным является точное и неуклонное исполнение требований уголовного закона об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. 

В ходе обсуждения проблемных вопросов, возникающих в практике по
применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания были отмечены факты ненадлежащего оформления администрациями учреждений материалов в отношении осужденных, которые выражаются в следующем. В представляемых в суды материалах, в основном, отсутствуют достаточные данные, свидетельствующие об исправлении осужденных, поскольку кроме перечисления сроков наказаний и поощрений, из которых не представляется возможным установить, за что поощрен и наказан осужденный, других сведений не имеется. В материалах не раскрывается, в чем проявлено правопослушное поведение осужденного.
В целях формирования правильной судебной практики по применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимо рекомендовать:

- Специализированному прокурору по надзору за законностью в ИУ Карагандинской области обеспечить: осуществление надлежащего прокурорского надзора за предоставлением материалов, соответствующих требованиям закона, на осужденных в суд; при участии прокурора в рассмотрении материалов требовать от него мотивировки своей позиции по заявленному осужденным ходатайству об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

- Департаменту уголовно-исполнительной системы по Карагандинской
области КУИС:

- периодически проводить анализ качества подготовки материалов об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и участия в суде представителей исправительных учреждений;

- решить вопрос об исключении предоставления повторно на рассмотрение материалов на отрицательно характеризующихся осужденных каждые шесть месяцев на условно-досрочное освобождение от наказания и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

- предусмотреть рассмотрение материалов на комиссии учреждения по предоставлению на условно-досрочное освобождение от наказания и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно поданных заявлений непосредственно самих осужденных;

- Судам:

- разрешая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, строго соблюдать требования закона об обязанности обеспечения строго индивидуального подхода к каждому осужденному;

- строго соблюдать требования пункта три статьи 169 УИК о том, что ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания должны содержать полный перечень характеризующих материалов, а также сведения об отбытии установленной законом части срока наказания;

соблюдать требования закона об обязательном извещении потерпевшей стороны с направлением ей копии ходатайств исправительных учреждений об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В случае надлежащего уведомления потерпевшего либо его представителя и их неявки в судебное заседание и отсутствии с их стороны каких-либо письменных заявлений и ходатайств, а также в случае причинения ущерба интересам государства, в обязательном порядке заслушивать заключение прокурора по вопросу соблюдения прав потерпевшего или государства;

- при рассмотрении ходатайства администрации учреждения обращать внимание об обязательном его утверждении специализированным прокурором;

- при применении условно-досрочного освобождения возлагать на осужденного обязанности, предусмотренные пунктом первым статьи 178-2 УИК, а также рассматривать возможность возложения исполнения и других обязанностей, способствующих его исправлению, перечисленных в пункте втором статьи 178-2 УИК, о чем обязательно указывать в резолютивной части постановления.

- лицам, условно-досрочно освобожденным, необходимо разъяснять последствия, предусмотренные частью седьмой статьи 70 УК, в случае совершения ими в течение неотбытого срока наказания нового преступления, административного правонарушения, за которое на него может быть наложено административное взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения; кроме того, разъяснять осужденным право обжалования постановления суда в апелляционном порядке, о чем указывать в протоколе судебного заседания;

- по результатам рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания вынесенное постановление судьи направлять в суд, постановивший приговор, для приобщения к делу; в орган внутренних дел по месту жительства лица для осуществления контроля за его поведением, а в отношении несовершеннолетнего также в комиссию по делам несовершеннолетних по его постоянному месту жительства; потерпевшему либо его представителю и вручать условно- досрочно освобожденному и лицу, которому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания;

- исключить в практике судов факты отказов в применении условно-досрочного освобождения лицам, осужденным за совершение преступлений до внесения изменений в законодательство, по основаниям, предусмотренным в статьях 70 УК и 455 УПК в новой редакции от 26 марта 2007 года;

- принимать меры реагирования на нарушение закона, допущенное администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, путем вынесения частного постановления.

 Рекомендации о порядке рассмотрения и учета обращений физических и юридических лиц в судах Карагандинской области

1. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях реализации пункта 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" (далее - Закон) и регламентируют порядок рассмотрения и учета обращений физических и юридических лиц председателями судов Карагандинской области, должностными лицами Канцелярии Карагандинского областного суда (далее - должностное лицо), которые вправе рассматривать и принимать решения по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с их компетенцией.

2. Под обращениями следует понимать жалобы физических и юридических лиц, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления на действия (бездействия) председателей коллегий областного суда, судей областного суда, председателей и судей районных и приравненных к ним судов области, специализированных судов, работников Канцелярий Карагандинского областного суда.

3. Жалобы, связанные с обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, рассматриваются в порядке установленным процессуальным законодательством Республики Казахстан.

2. Учет обращений

4. Обращение физического и юридического лица (письменное, устное, с личного приема, в электронном виде), регистрируется в единой автоматизированной информационной аналитической системе (далее - ЕАИАС) судов области.

Регистрация осуществляется путем заполнения соответствующих полей в электронной информационной учетной форме - карточке учета обращения физического (юридического) лица (далее - карточка учета обращения) включающей в себя перечень учетных сведений карточки учета обращений, в день его поступления субъекту, должностному лицу.

При регистрации первичного обращения ему присваивается регистрационный номер являющимся очередным порядковым номером.

Порядковая нумерация ведется единая (сквозная) для обращений физических лиц и также отдельно для обращений юридических лиц. Порядковая нумерация коллективных обращений физических лиц ведется совместно с обращениями физических лиц, также ведется порядковая нумерация коллективных обращений юридических лиц.

Учет обращения осуществляется путем заполнения соответствующих полей карточки учета обращений и отражения их сведений в государственной правовой статистической отчетности.

Перед регистрацией обращения осуществляется проверка по ЕАИАС и устанавливается: не является ли обращение повторным либо дубликатом предыдущего обращения, затем производится регистрация в порядке, изложенном в настоящем пункте.

Субъект, должностное лицо обеспечивает сохранность учетных сведений об обращениях физических и юридических лиц (письменное, устное, с личного приема, в электронном виде) в ЕАИАС в течение срока, установленного законодательством Республики Казахстан для письменных обращений.

5. Организация приема физических лиц и представителей юридических лиц, ведения документов, в которых фиксируются сведения устного обращения, устанавливается председателем суда, должностным лицом. Регистрация и учет обращения осуществляется в день приема, утвержденного распоряжением председателя суда, приказом руководителя Канцелярии областного суда в соответствии с п. 2 настоящих Рекомендации.

6. Физическому лицу или представителю юридического лица, непосредственно обратившемуся письменно к председателю суда, выдается талон установленной формы (приложение 1) с указанием даты и времени регистрации, фамилией и инициалами лица, принявшего обращение.

7. При регистрации письменного обращения на первом листе обращения ставится штамп, где указывается регистрационный номер и дата регистрации.

8. Обращение физического и юридического лица, поступившее на рассмотрение в суд, должностному лицу от депутата Парламента Республики Казахстан, областного, городского и районного маслихата (далее - депутат), других государственных органов, запросы с предоставлением информации по обращению, обращения депутатов, не оформленные в виде депутатского запроса, регистрируются в соответствии с настоящими Правилами.

9. В случае постановки в обращении нескольких вопросов, среди которых имеются вопросы не входящие в компетенцию рассмотрения суда, должностного лица, то ими данное обращение регистрируется и разрешается, в соответствии со своими полномочиями. Для рассмотрения других вопросов, разрешение которых не входит в его компетенцию обращение направляет субъекту, должностному лицу в соответствии с их компетенцией. К материалам разрешенных вопросов приобщается копия обращения.

10. При поступлении обращения, рассмотрение которого не входит в компетенцию суда, должностного лица оно также после регистрации, в срок не позднее трех рабочих дней, направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.

В таких случаях в сопроводительном письме субъекту, должностному лицу обязательно указывается регистрационный номер и дата регистрации обращения.

11. Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента регистрации обращения. Обращение, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней.

12. Обращение, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

13. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.

14. Заведующие канцеляриями судов, начальник отдела контроля и документооборота обеспечивают своевременность, полноту, достоверность регистрации обращения.

3. Учет дубликатов и повторных обращений

15. При поступлении повторного обращения ему присваивается регистрационный номер, являющимся регистрационным номером первичного обращения.

16. Обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения одному субъекту (должностному лицу) в течение установленного срока рассмотрения обращения, учитываются как дубликаты. Регистрационным номером дубликата обращения является регистрационный номер основного обращения.

4. Порядок рассмотрения жалоб

17. Не подлежат рассмотрению:

1) анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, безопасности судей либо работников судов и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией;

2) обращение, в котором не изложена суть вопроса.

18. Рассмотрение обращений прекращается, если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок и заявителям в установленном порядке давались ответы.
Решение о прекращении рассмотрения обращений вправе принимать председатель суда, руководитель канцелярии или его заместитель.

19. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица - его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью
При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

5. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц

20. Председатели судов, руководитель канцелярии областного суда и его заместитель обязаны проводить личный прием граждан и представителей юридических лиц, в том числе работников этих органов, не реже одного раза в месяц согласно графику приема, утверждаемому руководителем соответствующего государственного органа.

21. Прием должен проводиться по месту работы в установленные и доведенные до сведения физических и юридических лиц дни и часы.

23. Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.

24. Прием граждан, прибывших из отдаленных районов (городов), с ограниченными способностями, осуществляется в день обращения при наличии времени для приема без отрыва от основных должностных обязанностей.

7. Заключительные положения

25. По результатам рассмотрения обращений принимается одно из следующих решений:
  1) о полном или частичном удовлетворении обращения;
  2) об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения;
  3) о даче разъяснения по существу обращения;
  4) о прекращении рассмотрения обращения.

26. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя.

27. При отсутствии каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, просьб обращения принимаются к сведению и списываются в дело председателем суда, заведующим канцелярией местного суда, Руководителем канцелярии областного суда или его заместителем. 

28. За нарушение порядка рассмотрения, регистрации и учета обращений физических и юридических лиц несут ответственность председатели местных судов, заведующие канцеляриями, руководитель Канцелярии областного суда в соответствии с законодательством Республики Казахстан

Отзывы и предложения