Статья Сагаева И.Д. Судьи Карагандинского областного суда. «Внедрение института третейских судов» // "Юридическая Газета"

Версия для печатиВерсия для печати

В нашей стране активно осуществляются институциональные реформы по Плану нации «100 шагов: «Современное государство для всех». В данной реформе предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана.

Одним из важных направлений по реализации институциональной реформы, это активное внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов. О применении альтернативных способов разрешения споров было обращено внимание на VI Съезде судей, а также в выступлении Президента страны «Задачи национальной судебной системы в контексте Стратегии «Казахстан-2050», как об огромном потенциале развития правовой системы Казахстана: «Это окажет позитивное воздействие на судебную систему Казахстана, будет способствовать снижению нагрузки на суды. И в то же время окажет воздействие на усиление деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата в стране».

Развитие альтернативных методов разрешения споров о праве - это необходимое условие для создания в стране эффективной системы защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав граждан и организаций. Одним из демократичных, альтернативных форм разрешения гражданско-правовых споров является институт третейского судопроизводства, позволяющий цивилизованным путем урегулировать возникающие конфликты между субъектами конкретных правоотношений. Поэтому важно создать необходимые предпосылки (правовые, организационные и другие) для развития в республике деятельности третейского суда.

Отличие и преимущества третейских судов и арбитража состоят в следующем: независимость третейских судей (арбитров); немедленное вступление решения третейского суда (арбитража) в силу; немедленное исполнение решения третейского суда (арбитража); возможность избрания арбитров и третейских судей; более быстрое рассмотрение спора; соблюдение принципа конфиденциальности; более низкий размер третейского (арбитражного) сбора; пересмотр решений третейского суда осуществляется в основном при процедурных нарушениях порядка проведения разбирательства.

Третейские судьи и арбитры при разрешении споров независимы и принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них, ввиду отсутствия над ними вышестоящего судебного органа и необходимости согласовывать позицию суда по отдельным вопросам.

Кроме того, сторонам предоставляется возможность избрания арбитров и третейских судей из реестра арбитража и третейского суда, которые на их взгляд, наиболее компетентен в вопросах рассматриваемого дела, имеет опыт работы и, соответственно, обладает более глубокими познаниями в какой-то определенной сфере, пониманием специфики дела и сможет принять компетентное и законное решение.

Одним из преимуществ третейского разбирательства является простота процедуры рассмотрения спора, поскольку не требует обязательного досудебного урегулирования спора, на которое требуется время. Упрощенная процедура арбитража сводит до минимума основания отказа в приеме искового заявления, либо в приостановлении его рассмотрения по существу. Отсутствие в арбитражном процессе апелляционной и кассационной инстанций также сокращает время для принятия окончательного решения.

Решения арбитража и третейского суда имеют такую же силу, как и решения судов общей юрисдикции, и вступают в законную силу немедленно. 

Законом РК «О третейских судах» предусмотрено, что третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии со своим регламентом. Данная норма позволяет третейскому суду устанавливать порядок проведения разбирательства, процессуальные сроки, в том числе более краткий срок рассмотрения спора, тогда как в суде общей юрисдикции, с учетом подготовки дела и возможности продления срока  осуществляется в срок до 3-х месяцев.

Кроме того, более короткие сроки рассмотрения дела и немедленное вступление решения третейского суда и арбитража в законную силу позволяют стороне, в пользу которой состоялось решение третейского суда (арбитража), в течение 15 дней получить исполнительный лист и передать его на принудительное исполнение судебному исполнителю.

 Немаловажным является размер арбитражного и третейского сборов, который устанавливается в регламентах третейских судов и арбитражей. Как известно, с исков материального характера, подаваемых в суд общей юрисдикции, физические лица уплачивают государственную пошлину в размере 1% от суммы иска, юридические лица - 3% от суммы иска. Поскольку законодателем не установлены конкретные размеры третейских и арбитражных сборов, разные третейские суды (арбитражи) устанавливают разные размеры этих сборов, что также дает заинтересованному лицу возможность выбора третейского суда (арбитража), установившего наиболее приемлемый размер сбора.

Третейские судьи и арбитры не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников, тогда как судебные акты судов общей юрисдикции размещаются на сайте Верховного Суда РК и являются общедоступными.

Третейский суд действуют наряду с государственным судом, поэтому важно определить место и роль третейского суда в политической системе (политической организации общества), которая охватывает собой как государственные, так и негосударственные социально-политические институционные образования. В современных условиях, когда изменившиеся экономические отношения получили соответствующее правовое регулирование, требуется переосмысление, в том числе и роли третейского суда в разрешении правовых конфликтов, а также отдельных вопросов третейского судопроизводства.

Анализ особенностей и преимущества третейского и арбитражного разбирательства свидетельствует о необходимости развития в Республике Казахстан такого альтернативного способа разрешения споров. Следует отметить, что в западных странах доля третейского и арбитражного разбирательства составляет 60-70%.