Статья судьи Карагандинского областного суда, Пугаева И.В. «Судебная реформа в свете исполнения Плана нации 100 шагов современного государства»// "Юридическая газета"

Версия для печатиВерсия для печати

Обеспечение верховенства закона – такова вторая глава Плана нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», предложенного Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым для развития государства и социальной модернизации, состоящая из 18 конкретных шагов-предложений, 11 из которых можно отнести к основным направлениям дальнейшего совершенствования судебной системы и судопроизводства.

Надо полагать, что сегодня все, кому не безразлично будущее Казахстана, горячо обсуждают предложенные Лидером нации предложения, в которых нашли отражение новые подходы к современным реалиям развития общества, к обеспечению верховенства закона, повышения эффективности и прозрачности судебной системы, росту общественного доверия к институту правосудия, влиянию общественности на его формирование и контроля.

В этой связи, хочется отметить такие предложенные новеллы развития судопроизводства, как переход к трехуровневой судебной системе, поскольку существующая пятизвенная система, состоящая из местных судов - районных и приравненных к ним судов, а также специализированных судов, как судов первой инстанции; суда апелляционной и кассационной инстанции, составляющих уровень областных и приравненных к ним судов и осуществляющих соответственно апелляционный и кассационных пересмотр дел; а также Верховного Суда Республики Казахстан, который может пересматривать вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов, в случае соблюдения кассационного порядка их обжалования, в порядке предварительного рассмотрения ходатайств, а также в порядке судебного надзора; показала, что перестала соответствовать уровню развития общества, доступности и упрощенности системы правосудия.

         Согласно приведенной в Плане нации схемы развития судопроизводства, трехуровневая система правосудия должна выглядеть следующим образом: первая инстанция – районные и приравненные к ним суды; апелляционная инстанция – областные и приравненные к ним суды; кассационная инстанция – Верховный Суд Республики Казахстан.

         По мнению практикующих юристов, такая схема позволит полностью  обеспечить единообразное применение судами законов, что является одним из важнейших условий эффективной защиты права и охраняемых законом интересов, а также сохранения единого и стабильного правового режима в стране; а кроме того, сократить время прохождения дел в судах и повысить ответственность судей местных судов за качество принимаемых судебных актов.

Реформой предполагается, что наделение Верховного Суда полномочиями единственной судебной инстанции по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов, повлечет ограничение подсудности указанной судебной инстанции, путем внесения изменений в процессуальный закон и изменения самой процедуры рассмотрения кассационных жалоб.

         Отдельно хотелось бы остановиться на предлагаемых Планом шагах по созданию корпуса высокопрофессиональных и отвечающих всем предъявляемым этическим нормам, судей.

Так, в рамках дальнейшего развития судебной системы выделено одно из  направлений модернизации, а именно: совершенствование системы отбора судей, которое предполагает комплекс мер, направленных на то, чтобы прийти именно к ожидаемым результатам.

В настоящее время процедура подготовки кандидатов на должности судей возможна двумя способами: это обучение в специализированной магистратуре (Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан), либо сдача судейского экзамена в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете и прохождение стажировки в судах.

         Повышая требования к предусмотренной процедуре назначения судей, к претендентам в судьи предлагается повысить возрастной ценз (с 25 до 30 лет) и ужесточить требования к стажу работы (с 2-х до 5 лет), связанной с участием в судопроизводстве (секретари судебных заседаний, прокуроры и адвокаты, участвующие в судебных процессах). Перечень должностей, работа которых связана с участием в судопроизводстве, предлагается законодательно закрепить.

         Планируется увеличить с трех месяцев до одного года, срок практической подготовки магистрантов. Кроме того, выделить Институт правосудия из состава Академии государственного управления и передать его в ведение Верховного Суда, который будет осуществлять подготовку магистрантов, а также обеспечивать повышение квалификации действующих судей.

          Квалификационный экзамен для кандидатов в судьи, должен обеспечить глубокую проверку теоретических знаний у кандидата и его способность применять полученные знания на практике.

Состав Квалификационной комиссии по судейскому экзамену при ВСС для повышения объективности предлагается расширить за счет судей в отставке, сотрудников правоохранительных органов (в том числе работников прокуратуры и Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции), работников юстиции, а также представителей объединения адвокатов и Союза судей, а также иностранных экспертов.

          С целью получения необходимых практических знаний предлагается увеличить срок прохождения стажировки кандидатов в судах до одного года, обеспечив ее прохождение на освобожденной основе и с выплатой стипендии.

В настоящее время срок стажировки составляет от 3-х месяцев до 1 года. При этом прохождение стажировки осуществляется без отрыва кандидата от основного места работы, что зачастую определяет стажировку как формальное мероприятие и не дает стажеру необходимого объема практических знаний о характере будущей работы.

Прохождение стажировки предлагается установить на основе квотирования при распределении численности стажеров между райсудами, с учетом их прогнозной потребности в кадрах.

         Как дополнительное профессиональное обучение и определение профпригодности кандидата предлагается прохождение лицами, рекомендованными к назначению судьей, краткосрочных подготовительных курсов на базе Института правосудия (в период прохождения специальной проверки и до подписания соответствующего акта Главы государства).

Их не прохождение, станет основанием для отказа в назначении на судейскую должность.

          Как одним из важнейших этапов проверки готовности судьи к выполняемой работе, предлагается ввести годичный испытательный срок для вновь назначенных судей.

Судьи, не проработавшие одного года, будут рассматривать только несложные уголовные, гражданские и административные дела.

Подведение итогов испытательного срока предлагается возложить на Судебное жюри, посредством проведения профессиональной оценки деятельности вновь назначенных судей (через один год после назначения лица на судейскую должность).

Кроме того, результаты профессиональной оценки судьи будет рассматривать Высший Судебный Совет.

Полагаю, что крайне необходимо обеспечить демократичность и прозрачность принятия Высшим Судебным Советом решений по кадровым вопросам судебной системы, в том числе, за счет участия представителей общественности и СМИ в работе ВСС, использования возможности участия населения в обсуждении кандидатов в судьи и учета оценки общественности.