Статья Скориковой Л.И. Судьи Карагандинского областного суда. «Внедрение годичного испытательного периода кандидатам на должность судьи». // "Юридическая Газета"

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

В свете пяти институциональных реформ, выдвинутых Президентом страны Н.Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов», модернизация судебной системы диктует необходимость перехода на качественно новый уровень.

         Одной из актуальных задач является модернизация системы подготовки и отбора судейских кадров, повышение профессионализма судейского корпуса страны.

         Перед казахстанской судебной системой стоит важная задача – соответствовать международным стандартам правосудия.

         Одна из пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства  - обеспечение верховенства закона. Одним из приоритетных направлений дальнейшего развития судебной системы является ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов  на судейские должности.

Основными критериями отбора кандидатов на  должность судьи являются высокий уровень  знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация.

Согласно Плану «100 конкретных шагов» предлагается ввести обязательную норму – наличие пятилетнего стажа участия в судебных процессах, внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах на освобождаемой основе с выплатой стипендии, где непосредственно участвуют в судебных разбирательствах в качестве наблюдателей,  составляют проекты судебных актов и изучают судебную практику. Результаты стажировки рассматриваются пленарными заседаниями  областных  и приравненных к ним судов, где судьи, путем голосования определяют уровень подготовленности кандидата для непосредственной работы в качестве судьи.

 Кроме того, вводится годичный испытательный срок для вновь назначенных судей. Подведение итогов испытательного срока предлагается возложить на  квалификационную комиссию Судебного жюри,   посредством проведения профессиональной оценки деятельности вновь назначенных  судей (через один год после назначения лица на судейскую должность).

Кроме того, результаты профессиональной оценки судьи будет рассматривать  высший Судебный Совет.

 Вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей.

Судьи, не проработавшие одного года, будут рассматривать только несложные уголовные, гражданские и административные дела. 

Данные новшества при отборе кандидатов на судейские должности являются своевременными и обоснованными,  так как наличие теоретических знаний действующего законодательства не всегда является достаточным критерием для возможности занятия судейской должности.

Высокий статус судьи обязывает его быть профессионально подготовленным,  обладать набором деловых  и высоких морально-этических качеств, уметь организовать свою работу.

 За время годичной стажировки в местных судах и годичного испытательного срока  можно тщательно изучить степень  подготовки вновь избранного судьи, деловые и морально-нравственные качества и рекомендации по его кандидатуре уже не будут носить  формальный характер.

Новые подходы к обеспечению верховенства закона должны повысить эффективность  и прозрачность судебной системы, уровень общественного доверия к институту правосудия  в целом, а  ужесточение механизмов отбора кандидатов в судьи позволит исключить  на стадии отбора попадание в ряды судей случайных  людей,  недостойных  этого высокого звания.