Статья судьи Карагандинского областного суда Крюкова Д.В. на тему: «Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса»// Газета "Карагандинские Вести"

Версия для печатиВерсия для печати

С момента начала судебной реформы и обсуждения нового Гражданского процессуального кодекса прошло не так много времени, но намеченные тенденции в толковании определения процессуального положения прокурора по гражданско-правовым спорам уже сегодня заставляют задуматься о правильности выбранного пути.

Дискуссия по поводу ограничения или, наоборот, усиления роли прокурора в суде по гражданско-правовым спорам полезны тем, что дают возможность выяснить отношение общества к институту прокуратуры. Вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права.

Сторонники сокращения участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам исходят из идеи невмешательства государства в сферу частных интересов, поэтому рассматривают участие и тем более особое положение прокурора в гражданском процессе как стремление взять под контроль частную жизнь граждан, превратить любой касающийся отдельной личности интерес в общегосударственный.

Согласно ч.1 ст. 55 ГПК РК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.

Представительство прокурором интересов государства в суде должно осуществляться без какого-либо вмешательства в процесс отправления правосудия, а надзор должен осуществляться не над судом, а с помощью суда и через суд за точным единообразным применением законов. В ходе судебной правовой реформы ведется дискуссия и о реформировании прокуратуры, в частности, речь идет об изменении структуры прокуратуры и ликвидации прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве. Предлагается передать функции надзора Министерству юстиции, а за прокуратурой оставить лишь функцию государственного обвинения наподобие ФБР США, являющегося структурным подразделением Минюста.

Участие прокурора по гражданским делам должно быть обусловлено либо необходимостью защиты публичного интереса, либо невозможностью или крайней затрудненностью для лица самостоятельно обратиться к правосудию за защитой своих прав и получить такую защиту. Соответственно, по мере устранения препятствий в доступности правосудия, участие прокурора в частноправовых спорах при таком подходе должно сокращаться, что безусловно приведет  к упрощению судебных процедур и ускорения судебного процесса.

Основной тенденцией современного гражданского процессуального законодательства на сегодняшний день стало стремление к активизации личной инициативы в целях защиты прав и законных интересов и уменьшении активности суда, прокурора в помощи по защите прав и интересов граждан. Одним из важнейших направлений современного развития гражданского процессуального законодательства стало обеспечение свободы личности в гражданском судопроизводстве, и в первую очередь - в решении вопроса о предъявлении иска.

Прокурор не вправе предъявлять в суд иск, когда его вмешательство не вызывается ни характером, ни обстоятельствами дела (например, когда к нему обращаются с просьбой о предъявлении иска, намереваясь использовать его авторитет в разрешении дела, либо освободиться от уплаты госпошлины и т. д.).

В ряде стран, в частно­сти в Германии, участие прокурора допускается только по отдельным видам гражданских дел. В государствах системы общего права проку­ратура даже формально не считается защитни­цей законности или гарантом справедливого от­правления правосудия. Ее функция в граждан­ском процессе сводится исключительно к пред­ставительству публичных интересов, преиму­щественно в их узком понимании, как интере­сов правительства (исполнительной власти). Типичной для этой системы формой участия прокуратуры при рассмотрении гражданского дела является ее выступление в качестве истца или ответчика от имени государства (например, в США атторнейская служба выступает истцом по делам о взыскании штрафов за налоговые на­рушения и ответчиком по искам плательщиков налогов). Как и в континентальной системе пра­ва, представительство прокуратурой интересов государства осуществляется в том случае, когда определить иной орган, полномочный в данном случае представлять интересы государства, до­статочно сложно. В ряде случаев государственный интерес за­конодательством зарубежных стран понимается шире, т. е. как интерес общества. В частности, законодательством США атторнеи уполномо­чены предъявлять иски (поддерживать требо­вания специальных учреждений или частных лиц), связанные с охраной от загрязнений возду­ха, воды, акваторий, контролем за шумом, транс­портировкой опасных грузов. Подобное определение места прокуратуры в частно-правовых отношениях имеет как пра­вовой, так и культурно-исторический аспекты. В европейских странах существует развитое процессуальное законодательство, которое соз­дает целую систему, обеспечивающую защи­ту нарушенных прав. Так, в законодательстве Швейцарии, Австрии, Франции, ФРГ и США в отдельных случаях в силу закона или согла­шения допускается ведение дела частными ли­цами от своего имени, но в защиту чужих прав и интересов, развита система защиты группо­вых интересов, в том числе и частными органи­зациями, действует эффективная система адво­катуры. Наличие подобных охранительных мер в зарубежных странах обуславливает существо­вание «индивидуалистической теории», которая предусматривает, что интересам взрослого ин­дивидуума в наилучшей степени соответству­ют максимальная свобода и ответственность за выбор цели, средств и поведения для ее до­стижения, так как каждый лучше, чем кто-либо другой, знает свои собственные интересы и спо­собен принимать решения, оптимальные для их удовлетворения. Принцип индивидуализма за­щищает человека от чрезмерной активности го­сударства, которое должно поддерживать пра­вопорядок, защищать интересы каждого от на­рушений со стороны других лиц, обеспечивать выполнение своих обязательств.

Согласно ч.2 ст. 55 ГПК РК участие прокурора в гражданском судопроизводстве может быть обязательным или инициативным. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно в случаях: - предусмотренных законом, а именно: при производстве по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 284 ГПК РК); при рассмотрении судом заявлений прокурора о признании опротестованного акта или действия незаконным (ч.2 ст.287 ГПК РК); при рассмотрении судом дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (с. 299 ГПК РК); при рассмотрении судом дел об усыновлении ребенка (ст. 317-4 ГПК РК); при рассмотрении судом дел затрагивающие интересы недееспособного гражданина, при рассмотрении судом дел затрагивающие интересы государства; о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью (ст. 55 ГПК РК).

При рассмотрении гражданских дел, где участие прокурора обязательно, судам порой приходится встречаться с фактами, когда участвующий в деле прокурор занят в другом судебном процессе, поскольку количество таких прокуроров значительно меньше количества дел с обязательным участием прокурора, что влечет порой неоднократное отложение судебного разбирательства.

Ныне действующая отраслевая инструкция «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» от 27 июня 2006 г №37, а в частности установленный ею перечень обязательных категорий дел, не соответствует положениям гражданского процессуального законодательства. По нашему мнению, отраслевая инструкция должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством путем внесения в нее изменений и соответственно сокращения перечня дел обязательной категории.

Кроме того, предлагается исключить из ч.2 ст.55 ГПК РК возможность инициативного вступления прокурора в гражданский процесс или законодательно ограничить возможность такого инициативного участия прокурора указав конкретные категории дел с возможностью инициативного участия прокурора. Следует подумать и том, необходимо ли обязательное участие прокурора по делам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, предоставив максимальную свободу и ответственность спорящим сторонам, оградив их от вмешательства в личные дела государства.

Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам приведет к упрощению судебных процедур и ускорению судебного процесса.