Статья судьи Карагандинского областного суда Нурмухановой Р.Х. на тему: "Расширение области применения суда присяжных"// Газета "Карагандинские Вести"

Версия для печатиВерсия для печати

На XVI-м съезде партии «Hұp Отан» Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым озвучены пять институциональных реформ. Одной из них является обеспечение верховенства закона, в рамках которой предусмотрено расширение области применения суда присяжных, законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.

Суд присяжных считается одной из наиболее демократичных форм судопроизводства, обеспечивающей непосредственное участие представителей народа в отправлении правосудия. Это достаточно сложная форма судопроизводства, призванная защищать свободы, права и законные интересы как обвиняемых в совершении преступлений, так и потерпевших.

Функционировать институт суда присяжных заседателей в Республике Казахстан начал с 1 января 2007 года.

С  момента  введения  судопроизводства  с  участием  присяжных  заседателей   рассмотрено  с  вынесением  приговоров  в  2007  году – 36, в 2008  году – 42,  в 2009 году – 59  и с 2010 года по 2014 год рассмотрено 1113 уголовных дел в отношении 1510 лиц. Судом с участием присяжных заседателей вынесено оправдательных приговоров в отношении 132 лиц.

За истекший период закон, регулирующий судопроизводство с участием присяжных заседателей, как и любой другой закон, претерпел определенные изменения.

Первоначально, суд с участием присяжных состоял из двух профессиональных судей, девяти присяжных заседателей. Но, как показала практика, процессуальные вопросы при рассмотрении дела в основном выполнял председательствующий судья, участие второго судьи особой роли не играло. Это обусловило внесение соответствующих изменений,  и суд с участием присяжных заседателей стал действовать в составе одного профессионального судьи и десяти присяжных заседателей, как это имеет место и сегодня.

Судом с участием присяжных заседателей ранее рассматривались дела об особо тяжких преступлениях за некоторыми исключениями.  В 2013 году в ст. 543 УПК внесены изменения, касающиеся подсудности дел суду с участием присяжных заседателей, и судом присяжных стали рассматриваться дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением 16 составов преступлений.  Согласно ст. 631 УПК, введенного в действие с 01 января 2015 года, судом с участием присяжных заседателей также рассматриваются дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением дел о преступлениях, предусмотренных статьями 99 (пунктом 15) части второй), 170 (частью четвертой), 175, 177, 178, 184, 255 (частью четвертой), 263 (частью пятой), 286 (частью четвертой), 297 (частью четвертой), 298 (частью четвертой), 299 (частью четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также о воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке.

Следует отметить, что за время существования институт присяжных заседателей доказал свою эффективность.  Практика работы суда присяжных показала достоинства этой формы судопроизводства: данный правовой институт укрепляет принципы законности, справедливости, независимости суда, коллегиальности путем участия представителей народа в отправлении правосудия, влияет на уменьшение судебных ошибок, повышает качество предварительного следствия, государственного обвинения и защиты с точки зрения их всесторонности, объективности и полноты.  Поэтому дальнейшее развитие института присяжных заседателей имеет важное социально-правовое значение.

План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, озвученых Главой государства, ставит задачи по расширению перечня категорий дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей.

Предлагается расширить перечень дел, подсудных суду присяжных, за счет 5 составов преступлений, предусматривающих ответственность за: убийство, совершенное преступной группой, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, похищение человека, торговлю несовершеннолетними, совершенные преступной группой  или повлекшие смерть или иные тяжкие последствия.

Предполагается сохранение существующих ограничений дел, неподсудных суду присяжных, – это террористические и экстремистские преступления, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, наркопреступления.

Также предлагается предусмотреть возможность передачи по объективным причинам дела, рассматриваемого с участием присяжных, из одного суда в другой суд, для обеспечения объективности его рассмотрения.

Развитие и совершенствование деятельности суда присяжных является важной составляющей в защите прав и законных интересов личности, в установлении баланса интересов между личностью, государством и обществом. От присяжных заседателей государство получает практические знания, необходимые для правосудия, благодаря им общество перестает смотреть на правосудие как на чуждое ему дело и охотнее помогает его правильному ходу.

Расширение области применения суда присяжных, безусловно, будет способствовать укреплению доверия к суду и  обеспечению защиты прав и законных интересов граждан.