Статья судьи районного суда №2 Казыбекбийского района г.Караганды Шайменовой А.Б. "Модернизация судебного образования в Казахстане"// Газета "Вестник Фемиды"

Версия для печатиВерсия для печати

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев поставил перед казахстанцами новые задачи и ориентиры, которые определены в плане нации «100 шагов»

100 конкретных шагов направлены на укрепление казахстанской государственности и экономический рост страны, в основу которых, вошли пять институциональных реформ: формирование профессионального государственного госаппарата, обеспечение верховенство закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства.

В соответствии со вторым приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов по реформированию судебной системы, за реализацию которых отвечает Верховный суд. 

На сегодняшний день выделены два вектора реформ. 
Первый – совершенствование системы отбора судей, второй – модернизация судопроизводства республики. По данному направлению Нацкомиссией принято решение осуществить ряд следующих мер.

Поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом, предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно.

Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время, срок обучения в специализированной магистратуре Академии государственного управления при Президенте РК составляет два года, из них срок практических стажировок судьи – три месяца. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии. 

Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. 
Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи.

Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК предполагается передать в ведение Верховного суда.

При таком подходе академия может выявить недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять.

Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязанности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. 

При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется. Также, вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей.

Второе направление реформы – это модернизация судоустройства и судопроизводства. 

Национальной комиссией согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. Существующая у нас система судопроизводства часто становится причиной непонимания со стороны зарубежных коллег. Как показывает мировая практика, чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления служебным положением. Следует отметить, что в результате сокращения судебных инстанций значительно повысится ответственность Верховного суда и нагрузка на него. В свете повышения объемов работы предлагается увеличение численности судей Верховного суда и его аппарата, что позволит реализовывать все намеченные установки и поручения Главы государства.

В Верховном суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Предполагается создание Международного консультативного совета, который будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты. 

В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций – санкционирование осмотра, обыска и личного обыска. В настоящее время следственный судья санкционирует восемь действий, и таким образом произойдет расширение судебных санкций. 

Перечень дел с обязательным участием прокурора по гражданскому судопроизводству сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц

В настоящее время Президентом страны подписан указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра Астаны, который получит особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом, и судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.

Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, расширяются возможности граждан по жалобам на действия судьи в судебное жюри.

Следует также отметить, что в составе судебного жюри предлагается создать две самостоятельные комиссии – квалификационную и дисциплинарную. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы проверки действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять, затем – в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд. То есть это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей, что делается в полном соответствии с правилами меритократии, которые действуют в системе госслужбы.

Прорабатываются вопросы, касающиеся расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма отбора в него граждан. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Предложено законодательно определить возможность, в случае необходимости, по ходатайству передачи дела с участием присяжных заседателей из одного суда в другой.

Предлагается преобразовать Высший судебный совет (ВСС) в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников.

В целом, меры, принятые Главой государства по дальнейшему реформированию судебной системы, не только поднимут на новый уровень судебную защиту конституционных прав и свобод граждан нашей страны, но и качественно улучшат достигнутый за последние годы позитивный имидж судебной системы Казахстана.