Особенности рассмотрения дел в порядке особого искового производства по главе 29 ГПК РК // Судья Карагандинского областного суда Исабекова Рыскуль Казиевна

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау
Гражданским процессуальным кодексом предусмотрен механизм оспаривания гражданами и юридическими лицами в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, в порядке особого искового производства.
При этом, данное обращение не отменяет существующий институт права на обращения в вышестоящие органы и организации, должностному лицу и одновременно создает условия для защиты нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов в суде.
Гражданские дела по заявлениям, поданным в порядке главы 29 ГПК, вытекают из публичных правоотношений и рассматриваются в порядке особого искового производства, за исключением дел, возникших из вещных и обязательственных правоотношений, которые рассматриваются только в порядке искового производства.
      Особое исковое производство является разновидностью искового производства, имеющее особенности:
      1) спор разрешается путем обжалования решений, действий (бездействия) субъектов, перечисленных в части первой статьи 292 ГПК, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц;
      2) дело не подлежит рассмотрению в порядке заочного производства;
      3) дело не может быть окончено мировым соглашением;
      4) по делам указанной категории установлен сокращенный срок исковой давности и сокращенный срок рассмотрения дел.
 
         Поскольку особое исковое производство является разновидностью искового производства, рассмотрение дел данной категории производится в порядке искового производства с соблюдением норм глав 14, 23, 24 и 25 ГПК.
 
Порядок рассмотрения и разрешения судами дел об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, регламентируется  Главой 29 ГПК РК (статьи 292 - 297), Нормативным Постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 24 декабря 2010 года №20, Законами Республики Казахстан "О государственной службе", "Об административных процедурах", "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" и другими.
Дела указанной категории возбуждаются по заявлениям граждан, организаций, а также иных лиц, которые по закону вправе обращаться в суд в защиту интересов других лиц (статьи 55, 62 ГПК РК) и характеризуются требованиями об определении законности решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, если эти решения приняты, действия (бездействие) совершены при осуществлении управленческих функций в соответствующей сфере государственного управления.
Субъектами данного спора являются юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, должностные лица и государственные служащие, решения, действия (бездействие) которых привели к возникновению спора. К таким субъектам следует относить и органы, занимающие обособленное положение в системе государственных органов (например, Генеральная прокуратура, Центральная избирательная комиссия, Национальный банк, Комитет Национальной Безопасности, Служба охраны Президента, Комитет по управлению государственным имуществом, Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан).
Однако, на практике редко встречаются дела об оспаривании  решений и действий (бездействие) вышеуказанных государственных органов.
Наиболее часто в судебном порядке оспариваются принятые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления.
         Применительно к главе 29 ГПК под органами государственной власти следует понимать центральные и территориальные органы исполнительной ветви государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан на осуществление от имени государства управленческих функций в административно-правовых отношениях (далее - государственный орган).
         К органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 Закона "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" относятся органы, на которые возложены функции по решению вопросов местного значения (акимат, маслихат, орган местного сообщества).
         Решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего может быть обжаловано в суде, если заявитель полагает, что:
      1) нарушены принадлежащие ему субъективные права, свободы или законные интересы;
      2) созданы препятствия к осуществлению им своих субъективных прав, свобод или законных интересов;
      3) на него незаконно наложена какая-либо обязанность.
          
         Нередки случаи, когда лица, обращающиеся в суд, затрудняются в выборе, в каком порядке следует обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Так, решение о привлечении лица к уголовной, административной ответственности может быть оспорено в порядке, установленном соответственно уголовно-процессуальным или административно-процессуальным законом, а к материальной ответственности - в порядке искового производства.
         Обжалование решения государственного органа, органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица или государственного служащего в порядке главы 29 ГПК допускается, если решение принято, действие (бездействие) совершено в возникших административно-правовых отношениях при осуществлении управленческих функций в связи с:
      1) принятием индивидуального правового акта, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права либо обязанности заявителя в публично-правовых отношениях;
      2) осуществлением контроля или надзора за соблюдением заявителем установленных для него законом общеобязательных правил поведения.
 
         К индивидуальным правовым актам относятся письменные официальные документы установленной формы, которые отвечают требованиям, указанным в пункте втором статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах".
         Индивидуальный правовой акт во всех случаях должен приниматься в пределах компетенции государственного органа, органа местного самоуправления, а действие (бездействие) должно совершаться в пределах полномочий должностного лица или государственного служащего в сфере государственного управления и в соответствии с подлежащими применению нормативными правовыми актами.
         Решение юридического лица в организационно-правовой форме государственного предприятия, государственного учреждения, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного или потребительского кооператива, общественного объединения может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным главой 29 ГПК, если названным юридическим лицам законом делегированы полномочия государственного органа в соответствующей сфере управления.
         При этом, законодатель дает четкое разграничение, какое решение, какие действия (бездействие), каких субъектов подлежат оспариванию в суде по правилам настоящей главы.
Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 76 Конституции Республики Казахстан, статьями 292 и 293 ГПК заявитель вправе обжаловать коллегиальное или единоличное решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего, если они отвечают одновременно двум критериям:
      1) вытекают из публично-правовых отношений (отношений власти и подчинения) в сфере государственного управления;
      2) порождают для заявителя любое предусмотренное подпунктами 1) - 3) части первой статьи 293 ГПК правовое последствие.
        
По основаниям, предусмотренным главой 29 ГПК, может быть обжаловано, в частности, решение органа местного самоуправления о запрещении собрания, митинга, шествия, пикетирования или демонстрации; решение уполномоченного государственного органа об отказе в признании лица оралманом, репатриантом, вынужденным переселенцем, беженцем; действия должностных лиц дорожной полиции по ограничению или запрещению движения транспортных средств; решение администрации следственного изолятора или исправительного учреждения о применении мер взыскания; отказ начальника исправительного учреждения, следственного изолятора или прокурора в направлении в суд материала об условно-досрочном освобождении, освобождении от дальнейшего отбывания наказания по болезни, об изменении условий отбывания осужденным наказания.
         В соответствии с пунктом вторым статьи 47 Конституции Республики Казахстан в судебном порядке, предусмотренном главой 29 ГПК, не могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) Президента Республики Казахстан.
         К действию, которое может быть обжаловано в порядке главы 29 ГПК, относится властное требование должностного лица или государственного служащего, которое не облечено в форму решения, но повлекло для заявителя любое из правовых последствий, предусмотренных частью первой статьи 293 ГПК.
         К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностного лица или государственного служащего при осуществлении им исполнительно-распорядительных функций, функций представителя власти, государственного надзора или контроля.
         К бездействию, которое может быть обжаловано в порядке главы 29 ГПК, относится неисполнение должностным лицом или государственным служащим обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, следует относить оставление обращения гражданина или юридического лица без рассмотрения полностью или частично, дачу ответа заявителю не по существу обращения, если рассмотрение этого обращения относится к компетенции должностного лица или государственного служащего.
         Под должностными лицами, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 29 ГПК, понимаются лица, указанные в статье 1 Закона Республики Казахстан "О государственной службе" и в Примечании к статье 3 Закона Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией".
         Под государственным служащим понимается лицо, указанное в статье 1 Закона Республики Казахстан "О государственной службе".
 
         Не подлежат применению нормы главы 29 ГПК к делам об обжаловании решений и действий (бездействия) суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, в отношении которых соответствующим процессуальным законом установлен иной судебный порядок рассмотрения.
         В соответствии с положениями статьи 8 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах" решение государственного органа, органа местного самоуправления в форме индивидуального правового акта может быть обжаловано, если такой акт не прекратил свое действие в связи с исполнением содержащихся в нем поручений (требований).
         Если на основании индивидуального правового акта заключена гражданско-правовая сделка, то обжалованию в порядке искового производства подлежит оспоримая сделка, например, договор подряда на выполнение работ (услуг) по итогам конкурса (тендера). При признании сделки недействительной по мотивам несоответствия ее требованиям закона в мотивировочной части решения должны быть указаны выводы суда о незаконности решения, послужившего основанием для заключения оспоримой сделки.
         Исходя из положений статей 8 и 9 Закона Республики Казахстан "О государственной службе" и статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах" должностное лицо и государственный служащий в сфере государственного управления осуществляют возложенные на них функции от имени соответствующего органа власти, органа местного самоуправления.
        
         В соответствии со статьей 57 ГПК в суде дело государственного органа, органа местного самоуправления ведет руководитель, действующий в пределах полномочий, предоставленных ему законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Руководитель представляет суду документы, удостоверяющие его служебное положение или полномочия. Наряду с руководителем названного органа в суде дело может вести и представитель по поручению.
      Должностное лицо или государственный служащий, совершивший обжалуемое действие (бездействие), привлекается к участию в деле и извещается о времени и месте судебного заседания, если к моменту рассмотрения дела продолжает занимать должность, при состоянии в которой им совершено обжалуемое действие (бездействие). Если названное лицо по предусмотренным законом основаниям прекратило трудовые отношения с государственным органом или органом местного самоуправления, то к участию в деле привлекается только соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.
         Заявление может быть подано в суд заявителем, обладающим гражданской процессуальной дееспособностью.
         В соответствии с частью третьей статьи 55 ГПК прокурор вправе в интересах указанных в законе категорий граждан подать в суд заявление о защите субъективных прав и свобод, нарушенных государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом или государственным служащим при осуществлении управленческих функций.
      По предусмотренным частью первой статьи 293 ГПК основаниям заявление в защиту прав и свобод недееспособного или ограниченно дееспособного физического лица может быть подано законным представителем названного лица (родители, опекун, попечитель).
         Подача заявления вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий государственный орган, орган местного самоуправления не является основанием для отказа в принятии заявления в производство суда.
         При несогласии заявителя с решением вышестоящего государственного органа, органа местного самоуправления или вышестоящего должностного лица обжалованию в судебном порядке подлежит как решение вышестоящего государственного органа, органа местного самоуправления или вышестоящего должностного лица, так и решение нижестоящего государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего.
         Подача заявления в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд в соответствии с пунктом четвертым статьи 8 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах" приостанавливает действие индивидуального правового акта (решения) до принятия соответствующего решения.
         В случае обжалования вышестоящему прокурору или в суд предписания прокурора об устранении нарушений закона оно согласно пункту четвертому статьи 24 Закона Республики Казахстан "О прокуратуре" приостановлению исполнением не подлежит. В этом случае предписание прокурора подлежит исполнению в срок, указанный прокурором, если до назначенного срока исполнения предписание прокурора не признано незаконным и не отменено судом или вышестоящим прокурором.
     
         В соответствии с пунктом вторым статьи 17 Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах" и частью первой статьи 294 ГПК заявитель вправе обжаловать решение, действие (бездействие) в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его субъективных прав, свобод или законных интересов.
 
         По правилам данной главы под
         Согласно части первой статьи 250 ГПК и статьи 127 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" принятое судебным исполнителем решение, совершенное действие (бездействие) в исполнительном производстве может быть обжаловано взыскателем или должником. Жалоба названными лицами может быть подана в суд в течение десяти рабочих дней со дня, когда заявителю стало известно о принятом решении, совершенном действии (бездействии), нарушающем его права, свободы или законные интересы.
         Заявление об обжаловании решения, действия (бездействия) судебного исполнителя лицом, не являющимся должником или взыскателем в исполнительном производстве, может быть подано в течение трех месяцев.
         Обязанность доказывания времени, когда заявителю стало известно о принятом судебным исполнителем решении, совершенном действии (бездействии), возлагается на заявителя.
         В соответствии с пунктами вторым и третьим статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан пропущенный заявителем срок исковой давности может быть применен судом только по заявлению государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или государственного служащего, сделанному в судебном заседании суда первой инстанции. Такое заявление может быть сделано во всех случаях до удаления суда первой инстанции в совещательную комнату для вынесения решения.
         По инициативе суда срок исковой давности применению не подлежит.
         Срок подачи заявления, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом первой инстанции. Процессуальное решение суда первой инстанции о восстановлении срока исковой давности не может быть пересмотрено судами вышестоящих иснтанций, поскольку такое решение обеспечивает право заявителя на судебную защиту.
      Пропуск без уважительных причин срока подачи заявления в соответствии с частью второй статьи 294 ГПК является самостоятельным основанием к вынесению судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявления.
         В соответствии с частью второй статьи 292 и статьями 26 – 29 ГПК заявление об обжаловании решения, действия (бездействия) подается в суд с соблюдением правил подсудности:
      1) заявление физического лица или заявление в его интересах об обжаловании решения, действия (бездействия) подается в районный (городской) суд по выбору заявителя: по месту жительства заявителя или по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, решение которого обжалуется.
      Поскольку, должностное лицо или государственный служащий в публично-правовых отношениях выступает от имени государственного органа, органа местного самоуправления, то под местом нахождения должностного лица или государственного служащего понимается место нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, от имени которого названное лицо совершило обжалуемое действие (бездействие);
      2) в соответствии с частью третьей статьи 292 ГПК заявление об обжаловании решения государственного органа об отказе в разрешении на выезд за границу гражданина Республики Казахстан, который является носителем сведений, составляющих государственную тайну, может быть подано в районный (городской) суд по месту нахождения органа, принявшего решение об отказе в выезде;
      3) заявление военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, об оспаривании решения органа военного управления или действия (бездействия) должностного лица может быть подано в военный суд соответствующего гарнизона по месту расположения воинской части, органа военного управления.
      В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан "О воинской обязанности и воинской службе" под военнослужащими понимаются граждане Республики Казахстан, проходящие воинскую службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан по призыву, по контракту, а также кадровые офицеры. Гражданин утрачивает статус военнослужащего со дня исключения его из списков соответствующей воинской части;
      4) заявление гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а равно юридического лица об обжаловании решения государственного органа, органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 27 ГПК подается в специализированный межрайонный экономический суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления;
      5) заявление об оспаривании действия (бездействия) судебного исполнителя, совершенного им в исполнительном производстве при исполнении судебного акта, в соответствии с частью 1 статьи 250 ГПК подается в районный (городской) суд по месту совершения исполнительных действий.
      Хочется обратить внимание на то, что предусмотренные статьями 30 и 31 ГПК правила об исключительной или договорной подсудности к делам, предусмотренным главой 29 ГПК, не применяются.
         В заявлении об обжаловании решения, действия (бездействия) обязательно должно быть указано:
      1) когда и каким государственным органом, органом местного самоуправления принято обжалуемое решение, каким должностным лицом или государственным служащим и когда совершено обжалуемое действие (бездействие);
      2) содержание обжалуемого решения, действия (бездействия);
      3) какие, по мнению заявителя, права, свободы или законные интересы нарушены;
      4) какие, по мнению заявителя, созданы препятствия для осуществления прав и свобод или законных интересов;
      5) какая, по мнению заявителя, обязанность незаконно на него наложена;
      6) существо требования заявителя.
         Заявление, подаваемое в порядке главы 29 ГПК, подлежит оплате государственной пошлиной в размере, предусмотренном для соответствующего заявителя подпунктами 2), 3) и 4) пункта первого статьи 535 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
      Заявления, подаваемые в суд по иным категориям дел особого искового производства, подлежат оплате государственной пошлиной в размере 50% от месячного расчетного показателя.
      В случаях, предусмотренных статьей 541 Налогового кодекса, заявитель подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
 
Предусмотренные законодательством меры, направленные на недопущение решениями и действиями (бездействием) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих нарушения прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, являются эффективным средством защиты как имущественных, так и неимущественных прав данных лиц.
Сегодня, когда мы вступили в XXI век, наряду с развитием нашего государства, её государственных институтов, одним из важных аспектов является развитие нынешнего состояния законодательной базы государства. Правовая грамотность, особенно её нормативная база, является основополагающим фактором в современном судопроизводстве.
По Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается правосубъектность каждого и право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. В силу ст. 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. 
Не  случайно в стратегических документах «План Нации. Сто конкретных шагов», Посланий Президента страны народу Казахстана от 30 ноября 2015 года обеспечение высокого уровня судебной защиты прав казахстанцев и субъектов бизнеса, верховенства закона и открытости и профессионализма казахстанской системы правосудия обозначены важнейшими вопросами правовой политики нашего государства