Отчет о завершении досудебного расследования – новелла уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Заңгер №6, Жошева Алия Айтпаевна судья Карагандинского областного суда

 

Поскольку уголовная политика является значительным звеном правовой политики государства, ее совершенствование путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального                         и уголовно-исполнительного права и главное правоприменение играет важнейшую роль для государства.

«Сердцевиной»   уголовного законодательства  является  Уголовно-процессуальный кодекс,  который 27 декабря 2021 Законом Республики Казахстан № 88VII  подвергся реформированию, изменившему общие теоретические подходы, связанные в первую очередь с окончанием досудебного производства.

Так, с 1 января 2022 года поэтапно введены в действие положения Закона Республики Казахстан № 88VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой                   и судом».

С учетом значимости стадии предварительного расследования, основной упор сделан на совершенствование процедур досудебного производства. В первую очередь это коснулось функциональной предназначенности основных участников: прокурора, следователя, дознавателя и вытекающих из этого форм окончания расследования.

Рассматривая новую редакцию глав 38 и 39 УПК (ст.ст.298, 299, 300, 301, 302, 302-1, 303, 304, 305 УПК), главным нововведением является составление лицом, осуществляющим досудебное расследование, отчета                   о завершении досудебного расследования, при этом следует отметить,                  что такой переход носит поэтапный подход исходя из категории уголовных дел.

С 1 января 2022 года составление прокурором обвинительного акта и признание лица обвиняемым с момента составления прокурором обвинительного акта коснулось уголовных дел     об особо тяжких преступлениях, расследуемых следователями органов внутренних дел, антикоррупционной службы и службы экономических расследований, в том числе соединенных с делами о других уголовных правонарушениях.

Уже с начала этого года указанные изменения  применяются                         и по уголовным делам о коррупционных преступлениях (п.29) ст.3 УК), в том числе соединенных с делами о других уголовных правонарушениях,                         а с 1 января 2024 года эти новеллы затронут и иные категории уголовных дел, завершенных в форме предварительного следствия.

Введенные новеллы позволят разграничить функции следователя, являющегося   самостоятельным процессуальным лицом и  функции прокурора. Это приведет к  качественному составлению обвинительного акта прокурором   на основании  представленного ему отчета о завершении досудебного расследования следователем.  Прокурор подробно изучит материалы уголовного дела, самостоятельно оценит представленные  доказательства с точки зрения их законности и достаточности, правильно определит квалификацию деяний лица и лишь затем составит обвинительный акт, к которому относительно прежней редакции предъявляются более расширенные требования по его содержанию.

Такой подход к разграничению функций органа досудебного расследования и прокурора, на которого возлагается обязанность не только составления обвинительного акта, но и надзорные функции за соблюдением процессуального законодательства органом досудебного расследования,                  а затем и поддержания такого обвинения в суде, повысит ответственность процессуальных лиц на каждом из этапов и будет являться своеобразным фильтром проверки соблюдения законности уже на досудебных стадиях,                   а  также приведет  к составлению качественного  обвинительного акта, являющегося процессуальным документом,  определяющим  пределы  обвинения.

 То есть внедренные  изменения  в законе  исключат  формальное составления  обвинительного акта и нарушения   прав,  законных интересов участников  процесса.

В главе 38 ст.ст.298-300 УПК предусмотрены полномочия органа досудебного расследования после ознакомления с материалами уголовного дела участников процесса и разрешения их ходатайств по составлению отчета о завершении досудебного расследования, требования                                     о его содержании и действия по направлению уголовного дела прокурору, что существенно не расходится с ранее предъявляемыми требованиями                     к действиям органа досудебного расследования по составлению                            и содержанию обвинительного акта.

Освобождение следователя от составления обвинительного акта предоставит ему возможность для раскрытия других уголовных правонарушений и повысит уровень ответственности прокурора, который будет тщательно изучать уголовное дело при направлении его в суд.

Так, главой 39  (ст.ст.301, 302, 302-1, 303, 304, 305 УПК) регламентированы решения и действия прокурора по уголовному делу, поступившему с отчетом о завершении досудебного расследования, а именно  разрешение вопросов, разрешаемых прокурором при изучении уголовного дела, принятию решений и действий по делу, поступившему с отчетом                   о завершении досудебного расследования, требования к содержанию обвинительного акта, составляемому прокурором, а также необходимость разрешения вопросов о мере пресечения, затем о вручении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд.

Полномочия и ответственность прокурора по изучению дел, поступивших с отчетом о завершении досудебного расследования, расширены и четко регламентированы новеллами и предполагают  самостоятельное определение квалификации либо переквалификации деяний подозреваемого, проверки оснований для избрания, изменения либо отмены меры пресечения, а затем составление обвинительного акта в сроки от десяти суток до одного месяца по сложным, многоэпизодным уголовным делам, состоящего из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей по аналогии с судебными актами.

Таким образом, на каждом  этапе движения уголовного дела     (досудебное расследование, в том числе составление обвинительного акта прокурором, рассмотрение дела судом) законом четко определено процессуальное лицо, на которое возложена ответственность и обязанность, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, поскольку государство в случае незаконного осуждения гражданина должно будет  ему компенсировать вред, причиненный неправомерными действиями органов досудебного расследования.

Сегодня  еще  рано   подводить  итоги  по этапному внедрению трехзвенной  модели. Но, думаю,  что  новая модель уголовного процесса максимально отвечает интересам общества, государства и каждого                       его гражданина.